Lamm und Knabe

Андрей Дитцель

вот живу и ничего не делаю

Previous Entry Share Next Entry
то нежностью томим
Lamm und Knabe
andrreas
Не помню уже кто (неужели опять С.Ш.?) заметил, что объект продолжительной или просто бурной любви после расставания неизбежно обожествляется либо демонизируется. А третьего не дано.

Какая-то врожденная склонность к построению квадратур давно зовёт меня проанализировать типы лирических сюжетов, рождающихся при тех или иных обстоятельствах. Допустим, у нас есть ось X -- "проклинаю-боготворю", а Y будет представлением воли познающего субъекта от "был брошен" до "бросил".

Чистый тип I: брошен, проклинает. Первый персонаж, который приходи в голову, конечно, Карандышев. Не столь очевидно, что где-то в этом квадрате поёт и Александр наш Вертинский: "Вы уходите... Ваше ничтожество, полукровка, ошибка опять" (что в оригинале было с пунктуацией?). В общем-то, весь Вертинский вышел из этого начала координат, и всё его песенное творчество -- плач человечка оставленного и несправедливо обиженного: "Не покидай меня, не будь такой жестокой".

Тип II, цветаевский: брошен(а), но благословляет. Черпает из акта великодушия силы, находит оправдание вероломству ("Вы это сделали без зла, невинно и непоправимо") и восстанавливает в итоге собственный баланс сил. И даже переписывает историю:

И все-таки -- что ж это было? / Чего так хочется и жаль? / Так и не знаю: победила ль? / Побеждена ль?

Мотив III: бросил и вдобавок проклинает. В прозе представлен чередой негодяев, в поэзии не так хорошо проработан, поскольку все поэты в сущности пишут лишь о самих себе. Первый порыв -- назвать тип гумилевским ("Мне надо мучиться и мучить"), но я могу быть пристрастен. Гумилев борется с колдуньями, царицами и даже с самой Лилит, но его главные претензии к женщинам все-таки в том, что они докучливы. "Смотри, я прильну к твоему изголовью / И вечные сказки тебе расскажу" -- предупреждает его героиня. А поэту тем временем хочется на рыбалку.

Тип IV: бросил, но воспевает (чтобы подсластить?). Феноменальный успех главного в русской поэзии стихотворения про любовь, естественно, объясняется тем, что каждый вычитывает в истории что-то своё. Но я уверен, половой шовинист Пушкин лукавит. "Пусть она вас больше не тревожит" следует прочитывать как "хватит уже ныть". Собственно, и "как дай вам бог любимой быть другим" -- сомнительное напутствие. Никаких добродетелей любимой стихотворение вообще не описывает. Одни угрызения совести поигравшего-бросившего. Но как бы и обожествляет между делом, ведь талант!

Как велит традиция, я бы назвал цветаевский и пушкинский типы сюжетов солнечными, а вертинский и гумилевский лунными. И не спрашивайте почему. Самому мне кажется, что я обычно работаю где-то в квадрате II (вот характерная новелла), хотя временные шатания на игровом поле неизбежны, как и у всякого неоднозначного автора. (Эмотикон.)

Дополните или опровергните эту ерунду?

  • 1
заправлены в планшеты космические карты, и навигатор рифмами пометил ваш маршрут )) поэтические и чувственные классификации - уже уход от переживаний, если хочешь, бегство за разум.
а если не считать влюбленности игрой?

полное равнодушие с примесью неловкости. по Лидии Гинзбург. цитату не найду.

почему-то вспомнилась сцена из "Театра", когда Джулия решилась-таки обнажиться перед лордом Чарльзом...)

удивительная аберрация памяти. я не помнила, чтобы она обнажалась. и помимо этого, совсем иначе понимаю их коллизию...
у Гинзбург речь идет о пепелище любви, когда равнодушие из вежливости, чтобы не ранить когда-то страстно любимого, скрывают.

именно аберрация, ассиметричный комментарий, извините

коллизия там простая - гей в возрасте боготворит актрису в женщине, а она не всегда бывает проницательна...
Джулия не обнажается (перечитал специально))... Вы правы

Сколько раз я читала "Театр" и ни разу - ни разу! - не подумала, что Чарльз гей))
А кстати очень даже похоже на то.

А как изящно разработал эту линию И.Сабо в "Being Julia" :)) (посмотри фильм, не откажи себе в удовольствии)

Я хочу лишь уточнить, что "объект продолжительной или просто бурной любви неизбежно обожествляется либо демонизируется" сразу после расставания. Спустя какое-то время, остыв и вернув голову на место, человек уже способен судить о бывшем возлюбленном более или менее объективно.

гм, а я всегда считал что пушкинское стихотворение по категории 2 проходит =)
как в инете написано "поэт, в какой-то мере уязвленный, даже, возможно, оскорбленный тем, что любимая относится к его чувству, как ему показалось, столь безответно, безразлично"

я беру сюжет ст-я, а не обстоятельства создания, да и в этому могу ошибаться )

про обстоятельства ничего не знаю, а навскидку не нагуглилось
я чисто про восприятие текста и мысленное достраивание ситуации
по-моему, там все однозначно указывает на любовь, неразделенную (или недостаточно разделенную) с ее стороны

Я тоже так всегда думала. Что поэт любил безнадежно и безответно, ничего из этого не вышло - и теперь он это бесперспективное дело оставляет.

А между тем, чувство было прекрасным и глубоким, и он самоотверженно (но не без некоторого самолюбования) желает даме такого же чувства со стороны более любезного ей персонажа. Проигравшего-бросившего я в этом стихотворении не видела никогда.

Действительно, каждый вычитывает что-то свое!

да-да, я тоже так всегда думала!! аж в холодный пот бросило, думала, я одна такая, а все-то ЗНАЮТ.

Типажи описаны правильно. Но мне кажется, что они зависят не от человека, а от конкретной связи. Тос есть один и тот же человек после одной связи может принадлаежать к одному типа, а после другой к другому. Я бы добавила еще один типаж: бросил(а) или брошен(а), но проклинает только себя. Или проклинает только обстоятельства.

Я в самом начале вставил ссылку к исследованию, из которого всё выросло. Типы, конечно, дрейфуют. Дрейфучие -- хорошее же слово? )

Дрейфуют, да. Также возможно и внутри одной связи в течение времени.)

кажется я 4 тип: умом понимаю, что вместе быть не смогу - совместный быт сплошной ад, но сердце скучает и тянется к прошлому

да, доказательство: выбирать сердцем -- жить в прошлом / прошлым

не жить, но иногда оглядываться назад

и что тебе мешает вернуть прошлое?
всё в твоих руках. главное не притворяться и никому не врать больше.

Я только насчет Пушкина не очень согласна, но дело тут в этом конкретном стихотворении. Оно для меня совсем про другое. Лучше всего про него написал, по-моему, Гердт. "Тебе не отвечают любовью, обида жуткая, н опоза твоя замечательно эФФектная. "Как дай Вам Бог... другим" - как ты благороден в эту минуту и как ты нравишься себе!"
(Пишу цитату по памяти, могу и приврать).

Могу добавить только дождливый тип - никто не бросает, а вместе тошнит.)

кстати, только что посмотрел "The Kids Are All Right" -- описание подходит )

Та, которую принято называть Цветаевой, была уже после Парнок и солнечной Вы ее не назовете. Найдите другое имя, это - не оскверните.

как страшно жить )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account