?

Log in

No account? Create an account
Lamm und Knabe

Андрей Дитцель

вот живу и ничего не делаю

Previous Entry Share Flag Next Entry
музыкальный слух
Lamm und Knabe
andrreas
Профессор Вольфганг Шмид, одно из светил мировой славистики, выступая с речью о мандельштамовском тополе в северной столице, говорит: "Сейчас мы определим метр и размер..." И начинает, кряхтя и тужась, рисовать на доске первую строфу и расставлять ударения...

Ракита rakita может интересно рассуждать об энтропии размера и пр., но - при всей моей любви к нему - не может на слух отличить метрический текст от словесной каши (проверено прошлой зимой на сборщище рукомосов.) И наоборот.

Будучи невысокого мнения о своей собственной версификации, я теряюсь, когда тексты, которые мне кажутся самыми музыкальными (и изобретательными) вызывают у коллег и друзей лишь непонимающие улыбки. Так, один очень ценимый мною поэт заметил однажды о новогоднем стихотворении двухлетней давности: "Тебя заносит в верлибр."

Вообще-то я пишу на слух, но проверяю себя потом. Если здесь есть такие же зануды, как я, интересно было бы узнать, насколько, например, для вас различимы ритмические подпорки и ходули в этом тексте?

_______________________________________
Оказывается, мою древнюю страницу на Стихире ("ушел" я оттуда тихо: ничего не удаляя, - пусть будет пока в качестве музейной комнаты) неизвестные доброжелатели иногда вытаскивают на главную, из-за чего на неё обрушиваются потоки комментариев. Ну и публика же там теперь, должен я сказать... (Особенно меня трогают зарифмованные отзывы.)

*
нормальное стихо,пра бап и пра жисть)))

*
вот женщина, родившая тебя…
она же… тише…
боль внесёт судьба
на алтари прощанья и прощенья,
и причащенья.
памяти вино,
христова кровь,
вода, сады, любовь…
сродство, не очищенье, но смешенье

*
Бог дал мужчине женщину, чтобы тот не стал Богом (из меня)
Борис Бобров


*
Стихи твои без словаря
С немецкого, французского,
Читать, -потратить время зря,
Так мало в них от русского!
А твой могучий интеллект,
Отточенный в Германии,
Остёр, как импортный стилет!
Но - грош в пустом кармане он!

Михайлова

*
Вот ты лежишь бревном, отходишь к сну,
а где-то без тебя Берлинская стена
рассыпалась, как... пудра,
и башню Вавилона так согнуло,
что без поллитры, брат, не разберёшь


*
Боже, какая ерунда, все эти Ваши стихи.
Наумов

*
Как узнать глупца,- спросили у Сократа.-
Он много говорит и в том его утрата,
в чём мало смыслит, и разливает мысли,
что в свой ночной горшок. И вот итог!


Леон Гольдманн

*
Разрушена уже стена
Среди земель,
Но это лишь не видит
Наш Дитцель.
Он написал стихи
И горд!
А рецка, ну её...
Взойдёт...


*
Не понравился образ женщины. Жаль, что Вы их такими видите.

*
Третья строфа аукнулась Мандельштамом:
"Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?" - и смысл этого мне понятен. Но когда молодой человек не знает что делать с телом женщины... да и вообще, кажется, не только с телом, а с женщиной вообще... Честное слово, обидно...


*
у меня сейчас период когда я пишу в 17, 18.мне где то столько лет.я столько отписал о любви что я считаю что поэзия о мужских чувствах к даме это декаденс.но это лично мое САМОощущение.я всмысле того что до того как в стихе появляется тоска к человеку(причем противоположного пола)все для меня было ОК.когда я окутан первым12истрочным настроением я фигею и меня вдохнавляет каждый кап и капкап и капкапкап и дождь лучше любого произведения o. messiaen.и я схожу с ума.но как только на фоне является вытянутовыпуклаятень дамы весь потенциал перебегает.

Поль Невтем (а не erzie, как мне тоже сначала показалось)

*

Попытайтесь писать на родном языке. А на русском... всегда помните, как воспримут Ваши тренинги носители этого языка. Вы хотели их оскорбить?



  • 1
Если мне память не изменяет, в тот раз мы говорили как раз о том, что когда ритмическая энтропия текста падает ниже определенного уровня, метрический текст можно смело считать словесной кашей, поскольку на слух он производит именно такое впечатление. Особенно при соответствующем качестве чтения:))

Все это от лукавого, изобретение велосипеда. А имеющий уши всегда слышит.

а я со своей стороны уверен, что в чистом эксперименте ты тоже не сможешь на слух отличить неизвестный метрический и неизвестный неметрический текст, если его ритмическая энтропийность будет ниже определенного порога. потому что ритмические вещи люди спсобны именно слышать на физиологическом уровне. а метрические -нет. они вычисляются.

Утверждать не буду, эксперимент при случае можем провести. Всё- наблюдения. Помню, сидел на одном вечере рядом с Ерболом - он слышит такие нюансы!.. Правда, в своем творчестве не выходит на КПД больше 10%.

И еще одна банальность: гаспаровская классификация на стихи "для слуха" и "для глаза". Я говорю о текстах, которые ничем не выигрывают на бумаге. Можно говорить об абстрактных порогах, но вот один пример: альтернанс. Всех рукомосов я бы поделил на две фракции: которые это воспринимают на слух, и которым медведь на ухо наступил. Проверить очень легко: по текстам.

Дело не в художественных достоинствах текста и, Боже упаси, не в успешности автора. Можно стать великим певцом с небольшим диапозоном. Так и в стихах - кто на что горазд. Единственное, за что я ратую - учиться чувствовать ту самую границу не музыки уже, уже не шума. Верю, что так постигается прекрасное.

(Deleted comment)
это нынешний уровень сайтов со свободной публикацией (и поскольку я там некоторым образом обитаю, это говорит и о моем уровне)

(Deleted comment)
А Робинзон Пятницу выбирал?

ох уж... =)

На слух...
Как говорил В.Левик, знавший толк и в строе, и в ритме, и в альтернансе, – работа поэта начинается тогда, когда всё уже написано, ибо то, что нам диктуют мы воспринимаем на слух, и возможны дефекты/помехи на линии. Именно поэтому нужно работать "после" (Я не знаю самой цитаты - это "по смыслу")
Для себя - да.. пишу, сажусь читать, перечитываю, потом начинаю "рисовать", "пересчитываю"... думаю над тем, что не нравится.. женские-мужские рифмы, альтернансы... блаблабла... Знаю, что то, что я пишу - совсем не есть гуд, но хочу верить, что "качество растёт", со временем/опытом научаешься больше и лучше слышать и видеть...

Порой кажется, что есть вещи, если "правильно" прочитать - очень интересные, но "технически" - они вовсе не отвечают никаким "правилам российского стихотворства"...
Может быть, и от этого(не считая моей общей страстной любви к словарям), на расстоянии вытянутой руки всегда есть "поэтический словарь". Есть те, кто безгранично одарён и творит чудеса безо всякой теории, но, я полагаю, знание её – может существенно способствовать улучшению качества и понимания того "что" и "каким образом". =)

Лучший случай - когда и слух в наличии, и теория отскакивает от зубов. (Это я так скромно себя охарактеризовал!)

  • 1