?

Log in

No account? Create an account
Lamm und Knabe

Андрей Дитцель

вот живу и ничего не делаю

Previous Entry Share Flag Next Entry
чувство истории
Lamm und Knabe
andrreas
Опрос немецких старшеклассников показал, что 30% считают Конрада Аденауэра коммунистическим политиком ГДР. А 8% указали, что Эрик Хонеккер занимал должность канцлера ФРГ (!)

До сих пор мне казалось, что у немцев в силу известных исторических обстоятельств обостренное, по сравнению со многими народами, чувство времени. Теперь есть повод задуматься. В копилку - ещё два факта. Первый, - так сказать, общественный. Популярная телеведущая и автор книг о семье Ева Герман (год рождения - 1958-ой, т.е. поколение моих родителей) заявляет на всю страну (youtube) в поддержку внутренней политики третьего рейха: "Ну ведь Гитлер построил автобаны, по которым мы сегодня ездим!" Случай замяли, фрау Германн заклеймили позором и отовсюду ушли, ладно. Но лучше бы не запрещали, а рассказали и показали что-нибудь о технологии, строительстве и транспорте. И об истории, конечно.

Второй факт - из жизни окружения. Однажды среди гостей почему-то зашла речь о начале войны. И вот мой друг Феликс, которого никак не назовешь человеком невежественным, лирически произносит: "Представляю, как волновались советские семьи, собираясь осенью 1941 года у экранов телевизоров посмотреть свежий выпуск новостей..."

Может быть, это и самонадеянно, но мне думается, что школа и высшая школа не дали мне никаких глубоких знаний, но привили хоть какое-то чувство истории. С которым я иногда кажусь себе если и не драконом Фафниром, куда мне, то белой вороной. Или черной овцой.


  • 1
не удивительно,когда-то здесь давали приличное среднее и высшее образование - всем желающим его получить.как раз в те годы в америке
и европе наши школьники выигрывали все и всякие возможные олимпиады.ты,очевидно,застал уже самые последние годы хороших учителей.моему сыну - 22 уже не удалось,кроме историка и литераторши.ну хоть это...

у нас многие покинули школу примерно плюс/минус год после нащего выпуска (93)

Старшеклассники как раз не удивляют. Они даже объединения Германии не могут помнить - маленькие были, если вообще были.

Мой муж о своих студентах иногда говорит: "Ты подумай, ведь для них даже 11 сентября - это глубокое детство!"

В общем, тема интересная, конечно.

"информационная и коммуникативная нищета"

Историческая память не идентична индивидуальной, это и есть память о том, чего ты сам не имеешь в багаже личного опыта. Историческая память транслируется через культурные тексты и устные формы коммуникации. Если человек выключен из такого рода процессов, он не знает ни о Трёхстах спартанцев, ни о Бородинской битве, ни об 11 сентября. Это "информационная и коммуникативная нищета".

Миф об имперских автобанах

После заявления Евы Германн сразу же показали по ZDF фильм об автобанах на основе книги Mythos Reichsautobahn. Bau und Inszenierung der Straßen des Führers / Schütz, Erhard; Gruber, Eckhard
... In dem Buch geht es um den Mythos von den Nazis als Schöpfer oder gar Erfinder der Autobahnen. Es gibt ja wohl immer noch Leute, die vertreten den Standpunkt: "Hitler und seine Nationalsozialisten haben ja viel Schlimmes getan, aaaber die Autobahnen...!" Also sie hätten ja nicht nur Schlechtes ...

Авторы книги подробно рассказывают в этом фильме, как Гитлер выдавал за свои проекты, давным-давно принятые ваймарскими правительствами и не реализованные из-за экономической ситуации в стране. На строительстве автобанов в общей сложности было занято всего 50 тыс. человек. Т.е. они никоим образом не были волшебным средством против многомиллионной безработицы.


Re: Миф об имперских автобанах

Хорошо, что показали все-таки, я не знал.

большинство нынешних российских детей плохо себе представляют, кто такой ленин. надеюсь, что российские старшеклассники всё-таки хоть немного, но представляют.

интересно, есть ли такие же опросы...

(Deleted comment)
я там ссылку дал на этот эпизод - про "ездим" тоже!

Ты не представляешь себе, что студенты отчебучивают в аудитории! У меня же теория медиа в том числе - я спрашиваю (прежде, чем рассказывать), когда появились кино, периодическая печать, фотография. 18 и 19 век не различает большинство студентов, в датах века 20-го путаются плюс-минус двадцать лет стабильно. И я склонна думать, что не только в недостатке образования дело - действительно чувство истории изменяется.

Буквально сегодня, думая об одном фильме, в очередной раз делал открытие, что кино - совсем молодое искусство. Всего лишь какая сотня лет... Осознание приходит и растворяется в ежедневной суете.

Как-то не могу однозначно отнестись. Не знают Ленина - где-то завидую ( как в анекдоте - бросить все и уехать в Урюпинск). Чувство истории изменилось? Я как-то несколько раз спрашивал людей старшего поколения, сильно старшего, лет под 70, образованных старых дипломатов,особо пенявших на молодое поколение, не знающее истории - когда началась и когда кончилась Первая мировая война? Не помнят. Основные события? Не знают. (Ну, кроме "Принцип стрелял в Фердинанда") Родились через 20 лет после ее окончания. Молодые люди родились примерно через 40 лет после окончания Второй мировой.
В России специфическая ситуация - история в 90-е перестала играть идеологическую роль ( опять же - востребована не столько история, сколько мифы).
А с другой - мы в России торжественной поступью шагаем по старым граблям.

не знают - можно начать воспитывать с чистого листа (чем всякие нашисты и занимаются)

К вопросу о фрагментарности современного сознания. Чрезмерный поток информации оборачивается скудностью фундамента.

где он, этот поток... кинопремьеры, консумирование

Я тоже с подобным невежеством в самых элементарных вещах сталкиваюсь. Например, знакомая девушка на четвертом курсе сельхозакадемии, специальность "охрана окружающей среды" на полном серьезе считала, что реки текут от устья к истоку. А мои студенты лет двадцати с хвостиком не знают даже названий Хиросима и Нагасаки. И дело тут, по-моему, в системе образования. Когда я училась в школе в нас все знания - и нужные, и ненужные, - силой запихивали.А в универе сколько было предметов совершенно не по специальности! В результате мы хоть что-то запомнили. Здесь же все больше начинают изучать предметы по выбору, в ВУЗах нет никаких общеобразовательных программ... Потому так и получается.

20 из 25 будущих литературоведов в одной из групп у нас на германистике в Гамбурге не читали "страданий Вертера" :)

Когда я начала учиться в немецкой гимназии, я поняла, что все российское образование - фигня. И до сих пор так считаю. Я не говорю, о школах и школах. Я говорю о гимназиях и гимназиях. Хотя, здесь от земли к земле, конечно, большие различия. Но я о том, с чем столкнулась сама.
В Германии эту проблему "незнания" не стесняются обсуждать. Не стесняются делать из этого проблемы. Чтобы решать ее. В России на это всем вообще пофиг. Или очень не пофиг, потому что нужно как можно глубже закопать, чтобы никто не увидел, что мы тупые.
И все эти российские специалисты, которые так ценятся зарубежом - это заслуга не российского образования, а только их самих.
В России делается все для вида.
А в Германии для себя.

тут уже заметили, что уровень российского образования очень колебался. я пошел в школу в 1983 и у меня самого опыт, скорее всего, иной. но я согласен, что квалификация наших специалистов - не заслуга системы.

вот поэтому я со следующего года буду настоятельно проситься преподавать историю италии у себя в альма-матер.

потому что немецкие школьники забыли Аденауэра:)

мою подругу-немку спросил американец: "Гитлер все еще ваш президент?"

Ну Партайтаге из Нюрнберга передавали в цвете. Так что если Феликс видел записи тех телевизионных передач (в одном из бесчиленных музеев посвященных тем событиям), его предположение довольно уместно... Хотя наверное много семей с цветными телевизоврами и в Германии в то время не было...


историю "Евы Германн" я недопонял. Меня даже это немного обескуражило, т. к. я не нашел ничего необычного или опасного в сути её позиции.

С другой стороны это очень показательно, как чуствительно немецкое общество реагирует на экстремисткий вокабуляр, который возник из времен позора, что однозначно для подавляющего большинства.

За что-то созвучное с "мочить в сортире" в Германии простого человека испепелили.

  • 1