Фауст и Мефистофель в "Талие" (лучший немецкий спектакль 2012-го по результатам голосования критиков Theaterheute!) начинают в момент подписания договора целоваться и срывать друг с друга одежды.
А ведь именно так это интерпретировал и Бродский:
И с опозданьем, гей, была открыта
им айне кляйне фройляйн Маргарита.
Германисты или просто осведомленные люди, а объясните мне, за какие заслуги Фауста в конце повествования все-таки спасают? Ещё и в нарушение договора.
- иже во аде держимых
в 5 акте (у меня-то книга всегда на столе под рукой и ненужно рыскать в интернете) -
Engel schhwebend in der höheren Atmosphäre, Faustens Unsterbliches tragend. (понятно, что Фаустово бессмертное - любовь Гретхен к нему, например) -- Gerettet ist das edle Glied / Der Geisterwelt vom Bösen / WER IMMER STREBEND SICH BEMÜHT, DEN KÖNNEN WIR ERLÖSEN -Это почёркнуто именно рукой Гётте. Und hat an ihm die Liebe gar / Von oben teilgenommen, Begegnet ihm die selige Schar / Mit herzlichen Willkomen то есть главное здесь - Любовь - ради чего Фаусту - добропожаловать - за то что любовь Фауста и Гретхен вобще адресована сверху, помимо Мефистофиля. Вобще любовь вне условий,без границ и от того от бога. Потом-
Die Jungeren Engel:
Jene Rosen aus den Händen/Liebend-heiliger Büßerinnen / halfen uns den Sig gewinnen, / Uns das hohe Werk vollenden, - тут уже однозначно - что любовь Гретхен (греховная - раз Büßerinnen, und wofür sie büßt? искупает любовь любовью же к Фаусту - нет место цитироваь первую часть) А дальше становится всё на свои места:/Diesen Seeleschatz erbeuten. / Böse wichen, als wir trafen. / Statt gewohnter Höllenstrafen / Fühlen Liebesquаl die Geister; / Selbst der alte Satansmeister / War von spitzer Pein durchdrungen. /Jauchzet auf! es ist gelungen.
Но Фауст wird nicht gerettet, а именно - erlöst - освобождён, но не спасён.
И вот тут совершенно гениальный последний стих книги - самый последний:
Alles Vergängliche
Ist nur ein Gleichnis;
Das Unzulängliche,
Hier wird's Ereignis;
Das Unbeschreibliche,
Hier ist's getan;
Das Ewig-Weibliche
Ziet uns hinan.
всякие нечаевы тоже неудержимо стремились к добру, а где-то, к слову, у Достоевского было уничижительное о "Фаусте", дескать, книга Иова куда вместительнее
Re: Ф.М. Достоевский и В. Ерофеев
То есть крик отчаяния - стремление - освободиться - erlösen sein. На протяжении всей книги - streben nach.... Мы слышим это и после встречи с Гретхен, И потом открывается в этом восклицании часть вторая - streben. И erlösen происходит лишь через тридцать лет письма и вариантов - последний акт - перо в дрожащей руке 80-ти-летнего Гётте только что влюбившегося и понимавшего невозможность любви к юнице 18 lenz! - да - и - STREBEN!
Я не могу сейчас листать всю книгу.
Re: Ф.М. Достоевский и В. Ерофеев
хотя сам гёте этим похвастать не мог. возможно, запоздалая попытка искупления собственных грехов.
Потому что в самом начале Господь сам попускает такие испытания для Фауста, предполагая, что тот справится в одиночку: http://www.loveread.ec/read_book.php?id=3430&p=4 и http://www.loveread.ec/read_book.php?id=3430&p=5
а если ты будешь рядом. заберешь у меня кое-что из офиса? )
C дамбой :))
Заберу! (божится)
Я позвоню :)