?

Log in

No account? Create an account
Lamm und Knabe

Андрей Дитцель

вот живу и ничего не делаю

Previous Entry Share Flag Next Entry
О совковости
Lamm und Knabe
andrreas
Мне не по душе слова "совок" и совковый". Но лучших пока не знаю. Выражение "потребительская психология" применимо к цивилизации западной, это - местная и местячковая метафора совка, не описывающая всей полноты явления. Благодаря Чаадаеву мы знаем, что Россия - такая же часть света, как одна из Америк, Африка или Европа и описание происходящего в ней требует новых приемов и новых слов.

Совковость не связана с советским образом жизни, да и не коннотируется, в первую очередь, именно с ним, что даже любой дилетантствующий социолингвист может поверить фокус-группой или опросником. Трагедия маленького человека русской классики - трагедия совка. Давно известны приметы его внешности: "с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным..." Совковость не изжила себя с закатом пионерской организации и роспуском политбюро.

"По предварительным данным, на корабле произошли неполадки, в результате которых подводная лодка был вынуждена лечь на грунт... Принимаются необходимые меры по оказанию помощи. С подводной лодкой установлена связь, имеется контакт с личным составом." - сообщала пресс-служба ВФМ 14 августа 2000 года, когда мировые информационные агентства передавали уже куда более тревожные новости.

Совковость связана с тем, что никто не хочет брать на себя ответственность: низы надеются, что приедет-барин-нас-рассудит, а барин перекладывает командование операцией на адмирала Вячеслава Попова.

Совковость органично связана с особым стилем общения, выросшим из культуры доноса. Докладные и прочие служебные записки, закрытые совещания. Что касается коммуникации на бумажных носителях, каждый памятник совковости украшает крупная закорючка "я" - значок перевернутой головы с ослиными ушами. Ничего удивительного: следуя диалектической логике, самый матёрый и стадный коллективизм замкнут на маленькое и грязное эго отдельного носителя идеологии. Топать ногой и хлопать дверью - неотъемлимая часть совкового ритуала самоутверждения. "Приостанавливаю свою редакторскую деятельность" - пишет один из незаметных деятелей сетевой словестости. В одном предложении - и "деятельность", под которой мы, очевидно, должны понимать досуг составителя этой записки, и, - даже с точки зрения элементарной стилистики избыточное, "своЁ" - дополняющие ушастое "я" ослиным же криком.

В той же эгоколлективистской плоскости пребывает - и даже зачастую кипит - совковая жажда признания. Один графоманствующий пенсионер пишет мне: "Я посылал вам десятки стихов и россыпью, и в виде циклов. Вы все отвергли. Отвергли и "Похвальное слово мэру Лужкову".
О нем я написал несколько стихотворений, одно из них он прочел
и оно ему понравилось." Похвала ли столичного мэра, словечко ли бывалого редактора N., почетная ли грамота за "активное участие в общественной жизни школы" - совковая память обладает свойством консервировать и покрывать лаком все подобные отметины и отметинки. И другие люди оказываются судимы по ним. Живые иллюстрация этого свойства совковой психики в литературном интернете - проекты вроде "Поэзия.Ру", с устоявшейся структурой авторитетов: разрешается хвалить В., не рекомендуется ругать С., помолчим о D.

Человеку совковому хочется ограничить количество пространственных и творческих координат собственной эмпирией, тем что он испытал и про-жил сам. Но поскольку сам-то он ничего не испытал и не прожил (во-первых, цвет лица геморроидальный, а, во-вторых, печной горшок дороже славы), то ориентируется он на чужое мнение. Либо какого-нибудь темного выскочки, поскольку именно этот род людей со взглядом неизреченного бесстыдства пустых очей из-под припухших век обладает магической силой гипнотизировать баранов, либо, - что, пожалуй, ещё хуже, - средневзвешенное мнение группы баранов. Конфликт поэта и черни, конфликт человека и стада со стороны блеющего большинства всегда описывается формулой "свой устав - чужой монастырь". Формула равно советская и совковая, да еще и с православной аллюзией, что так по душе серым почвенникам.

Главная проблема стада - адаптация своих стаднокорпоративных ценностей к реалиям дня сегодняшнего. Периодически приходится подменять ценности и кумиров. Затрудняюсь ответить, направляет ли эти процессы чей-то железный посох или всё происходит на уровне коллективного бессознательного. Так, например, героем серых масс и "нашим всем" становится изгой и тунеядец Иосиф Бродский, пророк индивидуальности и индивидуализма. Необщее выражение лица музы становится очень даже общим, растиражированным имитаторами, имя которым легион. В силу инерции в массовых подделках и поделках еще используются излюбленные образы поэта: "И не летом, как прежде, в Крыму, а сейчас, ближе к марту // В городке, занесенном ещё не на каждую карту" (и только попробуй намекнуть на плагиат - все завершится дискуссией об интертекстуальности...) но "message" текста уже пропитан ядовитыми испарениями стадного эгрегора. А вскоре от текста не остается ничего, кроме таблицы символов в универсальной кодировке под кириллическую раскладку клавиатуры.

Итак, совковость порождает социальную стратификацию: девяносто процентов баранов противостоит одному проценту поэтов. Кто же составляет оставшиеся 9%? Ответ нам тоже прекрасно известен из русской классики: "лишние" люди. Еще недавно они носили измятые шляпы и сношенные пальто, мы помнили их сутулыми и с рваною бородкой. Образ современного лишнего человека претерпел некоторые изменения. Вот молодой человек без определенного рода занятий, нигде, кажется, и не учившийся, но "говорящий парадоксами" и даже слегка теоретизирующий. Он изобретает не только велосипеды, но и хоккулибры. Молодой человек носит длинные волосы и всерьез задумывается: "Добьюсь ли я признания современников, если отсосу этому Кузьмину?"

В случае лишнего молодого человека, уверен, не всё потеряно. Могу даже подсказать ему диалектическое ("все сбылось по Бродскому") лекарство: работать и учиться, учиться. В условиях, когда сообщество, мнящее себя литературным, лишено всяких ориентиров, когда коммуникация людей думающих протекает только капиллярно, единственное спасение - в фундаментальном образовании. Единое счастье - работа.

Знаю одного человека, преодолевшего свою лишнесть. Подавшегося из "сетевых редакторов" в университет, из своей сытой и бедной комнаты - на заработки. Боровшемуся за свои чувства, пересекавшему границы ближнего и дальнего зарубежья. Его имя перестало быть на слуху. Но из него, кажется, выходит толк. И, во всяком случае, путь в бараны для него закрыт.

Возможно, моя обостренная реакция на все совковое - просто побочный комплекс пролетарского происхождения и моя история болезни тоже воспроизводит один из паттернов - не обязательно шариковский, но, допускаю, очень неприглядный... Надеюсь, что я навсегда вакцинирован, по крайней мере, от конформизма. С пятнадцати лет я работал и менял работы, получал дипломы и бросал на полпути, раскапывал монгольские могильники; в меня влюблялись, меня убивали, просто игнорировали. В двадцать четыре я стал первым русским мужчиной, женившимся на другом русском мужчине. И хотя всё происходило на территории чужой страны, определенное мужество, согласитесь, для этого было нужно. При всей сложности моих чувств к основателю соцреализма, я тоже не хочу прожить на земле как черви слепые. Поэтому - вечный boy. И вопросы, вопросы, вопросы...


  • 1
Молодой человек носит длинные волосы и всерьез задумывается: "Добьюсь ли я признания современников, если отсосу этому Кузьмину?"

так чего ему делать то? отсасывать не задумываясь? :)))

Кстати, отправила на Точку свою последнюю статью из жж. Ну прямо про этого юношу почти!

= с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.. =

Исключительно точно подмечено!

Николай Васильевич - пророк

Вечный тип. И столь узнаваемый.

"по обеим сторонам щёк" - не могу себе представить ;))

Я родился в 1963 году в стране, которая называлась СССР, ходил в очень среднюю общеобразовательную школу, учился в обычно техническом вузе. Пару раз отслужил в армии, ну, ещё кое-чего по мелочи. В общем, совок я. Но это моё детство, юность - это моя жизнь. Я не готов от неё отказаться просто потому что это немодно в приличном обществе. Человек, который растёт в джунглях, становится диким зверем, который живёт в Америке - ходячим гамбургером, а который жил в Союзе - совком. Ну и что? Главное, как ты этим своим багажом распорядишься.

...не хочу отказваться от этой жизни и, боже упаси, никого не призываю к этому. Я пытался написать о невежестве, разгильдяйстве, безответственности.

Как же все верно!

Я вами восхищеюсь.

Да, стадность и агрессия. Я не перестаю удивляться как совковость живуча в людях, как они поменяв страну умудряются оставаться такими же совками и даже приобретают еще более изощренную форму. Пусть меня простит Гена Ф., но русскоязычное радио и тв канал (был, сейчас не знаю, избавилась от ящика несколько лет тому назад), так вот они своей махровостью, агрессивностью, косностью взглядов, нетерпимостью к другому мнению дали бы форы советским средствам массинформации в самые затхлые их времена.
Ладно, я понимаю пожилые люди, может жизнь в условиях сов режима настолько подействовала, что они не в силах отказаться, как от привычки, но как объяснить подобное склонности к тоталитаризму у совершенно нестраых людей. Я знаю одну девушку, которая, мечтая создать нормальную семью со своей подругой на полном серьезе возмущается парадами гордости, например, говоря, что это "разврат" и "чуждое влияние..." и пр, называя себя здоровым консерватором:-) А в политике.... Ой , не хочу унлубляться, но вы задели:-))) Эти люди по-прежнему несвободны и не осознают этого. Да, все им что-то должны, ко всем у них претензии, им все время кто-то мещает.


Спасибо и извините пожалуйста за эмоциональность и оттого некоторую несвязность:-)

у меня тоже несколько несвязно получилось:) но наболело. Вам спасибо!

Благодарю за деликатность:-)

Гена Ф. простит )

Но "несколько лет" канала еще не было. Стоит заглянуть к нам ) Там нет совка.

Я знала, что нарвусь!:-)

И не сомневалась, что простите:-)

был-был! Там еще были усатости, которые вели себя возмутительным образом, таким наверное можно быть на собственной кухне (я имею в виду интонации, манеру вести диалог и пр.) Но очень обнадеживает, что вы там и поверю вам на слово. Хотя "заглядывала пару раз, когда вы анонсировали, себя. Против вас я ничего не имею против, скорее наоборот, даже совсем наоборот:-)Конечно я обощила, может не вполне удачно, на всякий случай извините еще раз. Но, но, но.... Я давно и намеренно дистанцировалась от "русского" израиля, именно по вышеозначенной причине. Просто высказала сложившееся у меня мнение. Может там все изменилось, но случайные столкновения лишь подтверждают, что увы.
всегда ваша, Рената З.:-)

"В двадцать четыре я стал первым русским мужчиной, женившимся на другом русском мужчине."
Вы действительно стали первым в постсоветской истории русским мужчиной, вступившем в брак с мужчиной?

первый раз - двое граждан России

Русском или российском? Требую уточнения! Что-то тут не чисто! :)

сорри за оффтопик

Давно хотела спросить, к вам "Дурное воспитание" (La Mala Educacion) Педро Альмодовара?

Re: сорри за оффтопик

если Альмодовор стоит в списке моих интересов, это значит, что он мне интересен:)

как правильно: "общиство" или "обчиство"? и, вообще, что это такое? где с ним встретится: потолковать о том о сем, поспорить, поругаться, набить морду? в консульстве, в транспорте, в очереди за пивом? почему они тебя так будоражат, эти девяносто с гаком процентов населения?

ответ: потому что они будоражат

а морды друг другу можем побить вечером в среду!

в среду? оч хорошо. пошлю своих гостей нафиг, пущай гуляют сами.

морда: но, все таки, я надеюсь ты выкричался. скучноватая тема, твоя реакция интереснее. давай-ка лучше по какому-нибудь другому поводу друг дружку за вихры потаскаем?

Правильно - ёбщество.

возьмем на вооружение!

Ты теперь не любишь всех сетевых редакторов или только тех, кто носит длинные волосы и собирается отсосать у Кузьмина?:)))))))

Юра Ракита

PS отличный текст. получил массу удовольствия. кстати, Леша Ефимов все-таки путает "совок", о котором ты пишешь, и "Советский Союз", который перекрывал Енисей и ракеты в космос запускал:)))

спасибо, Юра! До встречи в Москве!

мой милый Дитцель, ты всё интересно написал. Небольшое самолюбование, как обычно, на месте - творческая натура?

:)

ты же лучше всех знаешь меня, зачем спрашивать...

Прелюбопытнейший опус. Однако хочется спросить уважаемого любомудра, а сам-то он поборол свою собственную «совковость». Автор сих строк так старательно обращает наше внимание на свою собственную персону, с очевидностью подчеркивает гладкость и бархатистость своей кожи и, по всей видимости, здоровый цвет лица, в связи с чем возникает законный вопрос: «а какие такие душевные богатства таятся за всеми этими самыми прелестями?». М?
Думается, что автор, сам того не замечая, явил здесь типичный пример совковости, точнее постсовковости. "Обостренная реакция на все совковое" очевидно - реакция аллергическая, что свидетельствует о том что организм поражен тем же возубдителем (как при сифилисе).
Очевидно, вдыхая воздух объединенной Европы и испив влаги из могучего Рейна, ежедневно пользуясь не им завоеванными ценностями "общеевропейского дома", автору на миг показалось, что и он сам тоже стал ценностью общеевропейской, а, как знать, может быть и общечеловеческой?
Скромность таланта и личная скромность, взвешенность оценок, терпимость и доброта – вот, как мне кажется, признаки культуры и хорошего тона, что само по себе - лучшее лекарство в преодолении синдрома, который так яростно обличает тут автор.
Будьте скромнее и проще, дорогой друг, и люди к вам потянутся! А что до первого брака (точнее зарегистрированного партнерства) русского мужчины с русским мужчиной ("мужчина ЖЕНИТСЯ на мужчине" - в этом есть определенное изящество), то не стать ли Вам первым русским мужчиной, официально зарегистрировавшим свой развод с этим русским? Думаю, надо поспешить… или тогда могут возникнуть проблемы с видом на жительство? И где же Ваше мужество?

(Анонимно) поэтому без комментария

  • 1